Когда небо увлекает и зовёт


У Николая Кузьмича Деденко из Управления специализированных работ довольно редкая и необычная профессия — специалист по неразрушающему контролю. Этим делом он занимается уже около тридцати лет своей трудовой биографии. Последние три года Николай Кузьмич возглавляет коллектив созданной на базе филиала лаборатории неразрушающего контроля и технической диагностики, что подразумевает ежедневное решение самых разных вопросов, связанных с обследованиями отдельных конструктивных элементов, строительных конструкций и сооружений. А часть свободного времени он посвящает необычному хобби, по сути прямо противоположному самой что ни на есть земной профессии строителя, — дельтапланеризму.

Как же так получилось, что «технарь» по духу и образу мыслей, никогда не служивший в авиации и не имеющий родственников с «воздушным» прошлым или настоящим, решил покорять небеса на дельталёте? Ответ Николая Кузьмича уводит в конец 70-х-80-е годы, когда наблюдалось массовое увлечение молодёжи дельтапланеризмом. Полёты на лёгких безмоторных летательных аппаратах завоевали любовь людей, склонных к экстремальным видам спорта и отдыха. Повсюду создавались авиакружки, клубы и секции, снимались тематические фильмы, печатались газетные репортажи. И даже известный эстрадный певец Валерий Леонтьев посвятил дельтаплану песню. Тогда Николай Кузьмич работал на заводе «Гомсельмаш» и проживал рядом с одним из клубов, где была авиамодельная секция. Но сами модели самолётов его мало интересовали: хотелось чего-то более масштабного. Найдя нескольких таких же единомышленников, вместе начали собирать свой первый дельтаплан. В итоге всё получилось, и это укрепило у молодых людей веру в собственные силы и стремление дальше развивать своё увлечение. В те времена большую поддержку любителям лётной романтики оказывал ДОСААФ. Под его эгидой проводились различные соревнования регионального и даже всесоюзного масштаба. Гомельчанин Николай Деденко соперничал с такими же, как он, энтузиастами-спортсменами в самых разных уголках Советского Союза. Причём небезуспешно, что подтверждает внушительная стопка грамот и дипломов.

1И всё бы хорошо, но на рубеже веков повальное увлечение сверхлёгкой авиацией стало сходить на нет. Постепенно рыночные отношения начали теснить романтические мечты современных Икаров. Дельтапланеризм превратился в перманентное развлечение, число поклонников этого увлекательного времяпровождения стремительно сокращалось.
Но Николай не изменил своему хобби. Наоборот, появилось стремление к ещё большему совершенству. Ведь дельтаплан подразумевает лишь парение в воздушных потоках. Набирать высоту он не может. Желание приумножить возможности безмоторного летательного аппарата привели его к созданию дельталёта. Кое-что пришлось покупать, а всё остальное делали вместе с товарищами самостоятельно из подручных материалов.
Тележка, мотор да треугольное крыло. Эта, на первый взгляд, несложная конструкция и есть дельталёт. По словам Николая Кузьмича, в небе агрегат способен развивать скорость более ста километров в час. Ему подвластны сложнейшие манёвры, и при этом он безопаснее привычного нам земного мотоцикла. Если вдруг откажет двигатель, дельталёт не рухнет вниз, а спланирует, спасая жизнь лётчика и пассажира.

Сегодня у местных любителей дельтапланеризма шесть таких агрегатов. Обслуживание, заправка и ремонт выполняются за собственные средства: материально спорт-сменов никто не поддерживает. К нашим энтузиастам примкнули сторонники-одиночки из других регионов, теперь все вместе состоят при гомельском аэроклубе.
Полёты на дельталётах согласовываются с соответствующими службами и проходят на бывшем аэродроме Зябровка в Гомельском районе. Николай Кузьмич с удовольствием предлагает насладиться красотой окружающего мира с высоты птичьего полёта своим друзьям, знакомым, коллегам по работе. Пассажиров катает на высоте 300-500 метров, сам же не раз поднимался более чем на два километра. И это при скорости 80-90 километров в час!
— Суть полёта в том, что ты сливаешься с воздушной средой, в которой летишь, всеми рецепторами чувствуешь стихию и буквально в ней растворяешься, — увлечённо рассказывает Николай Деденко. И с такими же нотками романтики в голосе продолжает:
— А вообще, на высоте два километра уже не очень интересно: летишь — как на месте стоишь. Внизу ничего не видно, зато кажется, что до любого облака можно запросто дотянуться рукой. На высоте нескольких сотен метров картинка более радужная: цветные прямоугольники полей, нитки извилистых дорог и голубые «зеркальца» озёр, крошечные дома…
Мне же подумалось: а ведь действительно здорово, когда человек не зацикливается на буднях, находит время для любимого занятия, является искренним поклонником неба и запросто подтвердит придуманный дельтапланеристами лозунг «высота — залог здоровья».

На снимке: Николай Деденко: «Сверху всё как на ладони…»