GPS: точно знает и всегда покажет


Для людей несведущих GPS — не более чем набор английских букв с непонятным значением. Те, кто «в теме», чаще связывают их с портативными навигаторами — специальными приборами для автомобилей, которые легко прокладывают путь из пункта А в пункт Б, помогают ориентироваться на местности и отыскать даже необозначенную на печатных картах точку. На самом деле возможности GPS-навигации намного шире. Она применяется в разных сферах, но особенно перспективна в использовании там, где производственная деятельность так или иначе связана с большим количеством транспорта.

1Снижение транспортных затрат и оптимальная эксплуатация парка техники — основные задачи, которые можно решить с помощью системы GPS-мониторинга транспорта. На основании спутниковых данных она способна максимально точно определять местонахождение техники, отслеживать маршруты её перемещений, количество и продолжительность поездок, выбранные скоростные режимы, общий пробег, простои, выполнение технологических операций и т. д. Всё это отображается как в режиме реального времени, так и «в записи». При необходимости оператор может вернуться к событиям даже полугодичной давности и сформировать электронный отчёт по заданным параметрам работы техники.
ОАО «Гомельпромстрой» в числе первых среди строительных организаций республики решило «взять на вооружение» систему GPS-мониторинга транспорта. В 2006 году первые приборы спутниковой навигации были установлены на автомашинах
СУ-117. К 2008 году в том или ином количестве ими обзавелись все строительные филиалы. Появление этой новинки, нужно сказать, восприняли неоднозначно. Кто-то к самой возможности полного конт-роля за перемещением и работой техники отнёсся с недоверием и иронией. Каково же было удивление сомневающихся, когда им буквально «по полочкам» разложили картину нескольких рабочих смен. Одному из водителей (как потом выяснилось, по пути с объекта он на служебной автомашине ненадолго «заскочил» за картошкой к любимой тёще) указали точные время и адрес несанкционированной поездки.
Те, кому нововведение пришлось не по душе, всё же решили не спать в шапку. Разными способами они пытались вывести из строя установленные на технике приборы. В ход шли, к примеру, мощный магнит, пластиковый короб или даже обычное оцинкованное ведро. Впрочем, об этих и других ухищрениях тут же становилось известно. Суть GPS-системы и состоит в том, что обмануть прибор, «подкорректировать» поступающую от него информацию невозможно. Любое отклонение в работе беспристрастно фиксируется на сервере сбора данных. Компьютер оперативно сообщает оператору о поломках контроллеров, попытках вмешательства в их устройство извне. Хитроумная аппаратура поставила перед выбором: или работай честно, или уходи.
В последующие годы интерес к теме GPS-мониторинга техники не пропал. Правда, от использования некоторых программных продуктов и приборов со временем решили отказаться. Им на смену пришли более совершенные технические решения.
Сегодня системой спутникового мониторинга контролируется более 90% парка машин ОАО «Гомельпромстрой». Одновременно используются системы глобального позиционирования нескольких компаний. В каждом строительном филиале есть возможность оперативно отслеживать и анализировать работу своих машин. Централизованный контроль работы всей техники осуществляется с выделенного рабочего места в аппарате управления.
…На мониторе компьютера — электронная карта. Один из обозначенных на ней объектов как раз и есть строительная площадка. От неё по направлению к городу движется автомобиль. Несколько щелчков компьютерной мышкой — и все параметры налицо: тип транспортного средства, госномер, точное время отправления с объекта, скорость движения, пробег за день и со времени последнего выезда. От умного устройства не спрятаться, не скрыться, это точно! А вот — другая точка на карте. Экскаватор кажется неподвижным, но запрос других параметров показывает: мотор запущен, техника работает под нагрузкой, роет котлован…
Специалисту, знающему особенности GPS-мониторинга, достаточно беглого взгляда, чтобы зафиксировать допущенное нарушение. Впоследствии по каждому такому факту придётся объясняться. Как самому водителю или машинисту, так и его руководителю.
В этом году в Обществе началась работа по оснащению техники дополнительными устройствами контроля расхода топлива. Они фиксируют и передают на сервер объём заправленного топлива и его фактический расход, показывают несанкционированные сливы. В дальнейшем такие устройства планируется использовать на всех транспортных средствах и спецмашинах нашей организации. И логика здесь — не только в научно обоснованном и доказанном на практике тезисе о гарантированной экономии средств при комплексном использовании GPS-мониторинга. Умеющие и желающие сэкономить транспортники знают точно: если копейка рубль бережёт, то литр бензина — тонну.

На снимке: GPS — на экране всё как на ладони.