Декрет №7 и новшества в строительстве


Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко 23 ноября подписал Декрет №7 «О развитии предпринимательства». В документе содержится ряд новшеств, в том числе и для сферы строительства. Рассказать о них мы попросили начальника юридической службы ОАО «Гомельпромстрой» Ирину Николаевну Романюк.

Когда не нужна экологическая экспертиза

Декретом предусмотрены серьёзные послабления при проведении экспертиз. Так, если предполагается строить объекты социальной, производственной,инженерной и транспортной инфраструктуры, то проводить государственную санитарно-гигиеническую экспертизу проектной документации не потребуется (если речь не идёт об объектах в санитарно-защитных зонах и зонах ограниченной застройки передающих радиотехнических объектов Вооруженных Сил). Существенно расширен перечень объектов, которые освобождены от прохождения государственной экологической экспертизы. Например, если по проекту застройки уже имеется положительное заключение такой экспертизы, то предусмотренные им объекты проверять не нужно. Аналогично, если требования безопасности и охраны окружающей среды установлены государственным стандартом, то экологической экспертизе не подлежат проекты технических условий и вносимые в них изменения. Кроме того, экологическая экспертиза не потребуется, если предполагается строить объекты общественного питания и туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий. За проведением экологической экспертизы также можно не обращаться при возведении объектов санаторно-курортных организаций в границах курортов (кроме размещения в границах особо охраняемых природных территорий).
Если работы не предусматривают воздействие на компоненты окружающей среды, то от экспертизы освобождаются проектная документация по объектам модернизации и реконструкции с заменой узлов и агрегатов, а также устройством дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, и изменение назначения помещений. Это же условие действует и в отношении проектной документации по изменению назначения капитальных строений, расположенных в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей. Помимо прочего, от прохождения государственной экологической экспертизы освобождаются и объекты сельхозназначения (кроме предназначенных для экологически опасной деятельности).

Процедура упрощена

Декрет упростил и процедурные вопросы. Отныне можно будет выполнять работы по технической модернизации и капитальному ремонту объектов без разрешения местного исполкома. Приступить к работе можно со следующего дня после направления уведомления в органы Госстройнадзора (кроме объектов, на которые строительный надзор не осуществляется). Кстати ,имея положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации, можно приступать к работе, уведомив органы Госстройнадзора по электронной почте или заказным письмом с уведомлением.
Ремонтировать и технически модернизировать объекты могут собственники или с их согласия другие юрлица, владеющие ими на основании гражданско-правового договора. Аттестат соответствия заказчика не требуется.

Строительство «под ключ»

Строительные организации получили право оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг при строительстве объекта «под ключ», кроме технического надзора и функций, которые отнесены к компетенции заказчика. А именно: принятие решения о строительстве объекта, утверждение проектной документации, обеспечение финансирования и контроля за расходованием средств, принятие решения о продлении сроков строительства или консервации объекта, а также утверждение состава приёмочной комиссии и акта приёмки объекта строительства в эксплуатацию. Аналогично, за исключением функций заказчика, компании могут оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг по управлению строительной деятельностью.

Закупки, приемка и ТКП

Ожидаемой стала либерализация тендерного законодательства. Теперь процедуру закупок нужно проводить только в случае привлечения для финансирования объекта бюджетных либо связанных с бюджетом средств.
В декрете закрепили и упрощение нормативной базы. Так, ТКП становятся обязательными к применению, только если ссылка на них дается в законодательных актах, технических регламентах Республики Беларусь или других нормативных правовых актов Совмина, а также, если сам субъект хозяйствования добровольно заявил об обязательности их применения. При этом государственные стандарты Беларуси становятся обязательными, только если на них ссылаются в технических регламентах, или, аналогично с ТКП, если сам субъект обязался их исполнять.
Для оценки соответствия теперь можно использовать протоколы испытаний, выданные аккредитованными испытательными лабораториями вне зависимости от их ведомственной подчиненности.
При приёмке в эксплуатацию объекта государственные органы отныне обязаны выдавать заключение исключительно на предмет соответствия объектов строительства разрешительной и проектной документации.

Когда примут Кодекс?

Отдельные положения Декрета посвящены будущему Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Документ должен способствовать упрощению требований, минимизации административных процедур и вмешательства государства в строительную деятельность. Также предусмотрены обобщение и актуализация действующих нормативных правовых актов, сокращение упорядочение и консолидация требований ТНПА к строительству.
Декрет призывает, среди прочего, предусмотреть и повышение ответственности разработчиков проектной документации и технического надзора за выполнение своих функций. Документ должен быть внесен на рассмотрение в Парламент до 1 января 2020 года.
Изменения, касающиеся строительства, вступают в силу с 26 февраля 2018 года.